Маркировка табака
Ключевые понятия
ИС МОТП - это информационная система мониторинга оборота табачной продукции. В ней отслеживается полный путь маркированных упаковок - от производителя к потребителю. Разработчик и оператор этой системы - Центр развития перспективных технологий. Именно ЦРПТ выдает для каждой единицы табачной продукции уникальный код маркировки.
Средство идентификации - код маркировки.
Уникальное средство идентификации, которое используется в проекте, - это цифровой код DataMatrix, который выдается оператором системы мониторинга и размещается на упаковке. По нему отслеживается движение товара к конечному потребителю. Код невозможно подделать или повторно использовать.
DataMatrix наносится на пачку, блок или транспортную упаковку - короб или даже контейнер. Ограничений по объему тары нет. Маркировка табачной продукции должна содержать:
-
GTIN, который содержит сведения о продукте и полную историю его прохождения через ИС.
-
Идентификационный номер, который определяет позицию товара в системе и в едином каталоге.
-
Криптографический код проверки. Его генерирует и выдает ЦРПТ.
Вся информация из DataMatrix доступна в ИС МОТП.
Как работает система маркировки табака
Для маркировки табака и отслеживания табачной продукции используют простой, недорогой и быстрый в производстве цифровой штрих-код - DataMatrix. Это небольшой двухмерный код, который легко наносится на пачку и считывается 2D-сканером. Его наносят на пачки, блоки, коробки. В целом система работает так же, как и ЕГАИС для алкоголя.
Коды для табачной продукции выдаёт Центр развития перспективных технологий. Он является разработчиком и оператором ИС МОТП - системы мониторинга табачной продукции. И уже она отслеживает движение товара от производства до продажи.
1. Производство
-
Производитель получает коды маркировки от ЦРПТ и наносит их на упаковки. В ИС МОТП отправляется информация о начале движения маркированной продукции.
-
Помеченные упаковки передаются в оптовое звено. При этом в первичных документах - ТТН и УПД - указывается информация о кодах, которыми промаркирован товар.
2. Дистрибьюторы-оптовики
-
Поступившая от производителя продукция проверяется - соответствуют ли коды в документах реальным. В ИС МОТП передаются данные об изменении владельца ТП.
-
Когда товар реализуется в розничное звено, цифровая маркировка сигарет сканируется, и информация о кодах указывается в накладных.
3. Розница
-
Торговая точка получает продукцию и проверяет соответствие кодов маркировки тем, которые указаны в документах. В ИС МОТП отправляются сведения о смене владельца. Если информация расходится - принимать товар нельзя.
-
Товар продается потребителю. Данные о продаже передаются из онлайн-кассы через ОФД в ИС МОТП. Уникальная маркировка проданных сигаретных пачек выводится из оборота: код списывается навсегда.
DataMatrix считывается на кассе обычным сканером двухмерных штрихкодов. Это можно делать даже без интернета: онлайн-ККТ сохранит данные в фискальном накопителе и передаст в ОФД при следующем подключении к сети.
Как подключиться к ЕГАИС Табак:
1. Зарегистрироваться в ИС МОТП на сайте ЦРПТ https://честныйзнак.рф/business/projects/tobacco/. Обращаем Ваше внимание, что ваши поставщики тоже должны быть зарегистрированы.
2. Приобрести УКЭП в ООО ИЦ «Выбор» и настроить ЭДО с Вашими контрагентами. Специалисты ООО ИЦ «Выбор» помогут Вам.
3. Купить 2D сканер штрих-кода. Обязательно уточняйте хорошо считывает ли ваш сканер код с маркированного табака - сам код компактен по размеру.
4. Убедиться, что ваша кассовая программа может работать с маркированной продукцией.
5. Убедиться, что ваша учетная программа поддерживает работу с ЭДО. Например, многие конфигурации 1С после обновления легко смогут работать с ЭДО. Об обновлениях нужно позаботиться также заранее, особенно если у вас доработанная программа.
6. На онлайн-кассе нужно будет сменить прошивку под передачу в чек кода маркировки сигарет.
7. Убедиться, что ваша касса может работать с маркированной продукцией и поддерживает работу с ЭДО.
8. Подписать соглашение с ОФД.
Если ваш магазин расположен в районах, удаленных от сетей связи, и вы не передаете данных в ОФД, то для вас действует специальная норма. Такой торговый объект самостоятельно формирует уведомление в ИС мониторинга оборота табачной продукции посредством своего товароучетного ПО. Такое уведомление должно содержать реквизиты фискального документа, в котором была осуществлена продажа маркируемой табачной продукции, и код маркировки. Срок подачи такого уведомления - не более трех рабочих дней с даты реализации маркированной продукции.
Для передачи уведомления необходимо будет собирать данные о продаже табака и не реже, чем один раз в три рабочих дня, передавать через интернет в ИС «Маркировка», минуя ОФД.
Принимать и отправлять документы через системы ЭДО. Необходима учетная программа, например, 1С, а также УКЭП.
9. Подключить 2D-сканер штрихкодов, чтобы считывать коды маркировки табака и передавать полученную информацию в учетную систему.
10. Установить онлайн-кассу с подключением к ОФД.
Размеры штрафов
Производство немаркированной табачной продукции
Индивидуальный предприниматель - от 10 до 15 тысяч рублей,
Юридическое лицо - от 100 до 150 тысяч рублей с конфискацией немаркированных сигарет.
Продажа немаркированной табачной продукции
Индивидуальный предприниматель - от 10 до 15 тысяч рублей,
Юридическое лицо - от 200 до 300 тысяч рублей.
Помимо штрафов вся немаркированная табачная продукция будет изъята (ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ).
Каким образом осуществляется смена владельца маркированной продукции в ИС «Маркировка»
ИС «Маркировка» получает и фиксирует информацию о перемещении маркированных сигарет только между разными юридическими лицами, без учета внутренних перемещений в рамках одной компании. Информацию о передаче табака между юридическими лицами в систему передает оператор электронного документооборота при обработке юридически значимых документов. Список контрольных идентификационных марок с пачек сигарет в обязательном порядке должен быть записан в поле «ИНФПолФХЖ2» табличной части универсального передаточного документа (УПД). Подписание УПД электронной подписью является фактом приемки на свои остатки в ИС «Маркировка» того перечня кодов продукции, которые в данном документе содержатся.
Для розничного сегмента основным путем списания такой продукции с остатков в системе маркировки будет отправка электронного кассового чека, содержащего код маркировки в теге 1162 «Код товара». Также такую продукцию можно вернуть поставщику или продать оптом, с указанием полного перечня кодов маркировки в электронном документе.
Таким образом никаких специальных отчетов или документов в ИС «Маркировка» предоставлять не нужно, вся информацию об обороте маркированной продукции передается в систему операторами ЭДО и ОФД.
Срок подписания УПД составляет не более трех рабочих дней с момента поступления табачной продукции, но не позднее даты передачи ее третьем лицам (продажа через кассу, оптовая продажа или возврат). Таким образом на приемку, проверку и обработку маркированной продукции дается три рабочих дня. Не принятую по документам табачную продукцию нельзя продавать, перемещать или возвращать.