Смоленск

ул. Коммунистическая, д. 6
(4812) 701-201

Вязьма

ул. Смоленская, д. 6
(48131) 6-19-89

Сафоново

ул. Ленина, д. 16а
(48142) 2-21-91
Сайт находится в процессе разработки! Сайт находится в процессе разработки! Сайт находится в процессе разработки! Сайт находится в процессе разработки!

Актуальные новости

16.09.2021

Маркировка ювелирных украшений

Перечень товаров, которые подлежат обязательной маркировке, постепенно пополняется. Драгоценные металлы и ювелирные изделия одними из первых попали в этот список, но определить порядок и технологию нанесения кодов маркировки долгое время не могли.

Маркировка предполагает нанесение на товары из золота, палладия и платины двумерных кодов DataMatrix, которые считываются сканером и содержат в себе полную информацию о продукте и о каждом этапе в рамках цикла перехода от производителя к розничному владельцу.

Обязательная маркировка в ювелирной отрасли должна была стартовать в начале 2021г., но участники рынка оказались не готовы к новым требованиям, и сроки пришлось перенести.

Правительство Постановлением от 26 февраля 2021 года № 270 определило новые сроки.

С 1 марта 2022г. выпущенная или ввезённая в РФ продукция (материалы и украшения) должна иметь ярлыки с кодами Data Matrix, а участники товарооборота должны вносить в систему ГИИС ДМДК все проведенные операции, а именно:

  • ввод продукцию в оборот;

  • передача права собственности;

  • отправка и перемещение товаров на склад или в точки продаж;

  • вывод продукцию из оборота, после реализации конечному потребителю.

Штрихкоды для слитков драгметаллов можно наносить на паспорта и сертификаты.

С 1 марта 2023г. на каждой товарной единице должен быть код маркировки. Без нанометки нельзя выпускать и ввозить ювелирную продукцию из-за границы, но пока можно хранить остатки на складе.

До 1 марта 2024г. необходимо нанести физические нанометки на все остатки. С 1 марта 2024г. магазины не смогут продавать драгоценности без кода маркировки.

С помощью обязательной маркировки можно отследить весь путь продукции от производителя до конечного потребителя. Специальный код идентификации позволяет получить сведения о движении ювелирного товара в несколько этапов.

Маркировку ювелирных изделий контролирует не ЦРПТ, а Гознак. Поэтому участники оборота ювелирной продукции будут работать с системой ГИИС ДМДК. Предоставлять уникальные годы маркировки также будет Гознак.

Порядок работы с маркированными товарами происходит следующим образом:

  • производитель или импортёр заказывает у Гознака маркировку для каждого изделия, наносит полученный код в виде этикетки на бирку и метки на самом изделии.

  • при передаче готового изделия дистрибьютору код считывают, и вся информация о перемещении товара передается в ГИИС ДМДК.

  • при розничной продаже продавец также сканирует код маркировки на кассе, информация об этом автоматически отправляется в ГИИС ДМДК, а ювелирное изделие выходит из оборота.

Подлежат маркировке золото, драгоценные камни, драгметаллы, а также изделия из них:

  • алмазы (в том числе необработанные);

  • рубины;

  • бриллианты;

  • сапфиры;

  • изумруды;

  • порошок из платины и палладия;

  • монеты из золота;

  • золотые и платиновые ювелирные изделия.

От обязательной маркировки освобождены серебро и товары из серебра, а также изделия, вес которых не превышает 3 грамм.

ГИИС ДМДК — это государственная информационная система (ГИС), которая контролирует оборот драгметаллов и драгоценных камней и ювелирных украшений. Участники данного рынка взаимодействуют в ГИС между собой и государственными контролирующими органами.

ГИИС ДМДК содержит в себе сведения о ювелирных изделиях, их описание и коды идентификации. При необходимости по запросу в системе можно сформировать статистический или справочный отчёт или получить акт сверки.

Для участия в маркировке ювелирных изделий необходимо зарегистрироваться в ГИИС ДМДК и получить доступ к личному кабинету. Для регистрации необходимо выполнить ряд требований системы, в том числе установить электронную подпись.

Чтоб участвовать в системе маркировки необходимо:

  • получить усиленную квалифицированную электронную подпись (КЭП).

  • получить в ФНС справку об отсутствии задолженностей.

  • зарегистрировать личный кабинет на сайте ГИИС ДМДК.

  • подготовить оборудование для работы с маркировкой: кассу с ПО и фискальным накопителем, которые работают с маркировкой, 2D-сканеры для считывания кодов маркировки, принтеры этикеток для печати кодов маркировки на бирки. Нанометки на ювелирные изделия наносит Федеральная пробирная палата: для этого ничего покупать и настраивать не нужно.

  • стать членом ассоциации автоматической идентификации ГС1 РУС.

  • подписать с Гознаком договор на предоставление кодов маркировки в виде кода DataMatrix.

Участники рынка ювелирной продукции и драгоценных металлов выполняют различные действия с маркировкой, свойственные виду выполняемой деятельности предприятия.

Добывающая компания:

  • формирует сырьевые партии;

  • отправляет запрос в Гознак, получает коды и маркирует каждую упаковку;

  • отгружает маркированное сырьё.

В зависимости от проекта, отгрузка может осуществляться на адрес аффинажного предприятия, обработчика в рамках давальческой схемы, либо конечному изготовителю — в этом случае происходит смена собственника.

Производитель:

  • получает сырьё;

  • создаёт заготовки для дальнейшего производства украшений;

  • отправляет их на апробирование в Федеральную пробирную палату (ФПП);

  • производит украшения;

  • снова отправляет в ФПП на проверку;

  • заказывает коды маркировки и наносит на этикетки

При регистрации полуфабрикатов в учётной системе обязательно указывают информацию о партии сырья, использованной для их изготовления.

Переработчик-изготовитель украшений:

  • получает от собственника товар, прошедший процедуру маркировки;

  • изготавливает изделия, соответствующие предъявляемым требованиям;

  • отправляет их на апробирование в ФПП;

  • заказывает для каждого изделия маркировку и размещает ее на бирке и на упаковке для дальнейшей транспортировки.

Аффинажное предприятие

Аффинаж — это очистка драгметалла от примесей, что в конечном итоге повышает его ценность. Такая услуга не предусматривает перехода права собственности. В рамках маркировки предприятия, участвующие в цикле обработки:

  • очищают сырьё;

  • полностью или частично производят обратную отгрузку в адрес владельца.

Владелец, в свою очередь, подтверждает факт получения аффинированного драгоценного металла и вносит информацию об этом в ГИИС ДМДК.

Оптовики и скупщики:

  • регистрируют смену собственника после получения ювелирных украшений от изготовителя;

  • делят продукцию для последующего распределения по розничным магазинам.

Розничный магазин:

  • принимает готовую маркированную продукцию в ювелирный магазин;

  • фиксирует в ГИС переход права собственности;

  • выводит изделие из оборота путём сканирования маркировки на кассе при реализации конечному потребителю.

Онлайн-касса отправляет сведения о продаже оператору фискальных данных. Оттуда данные передаются в информационную систему учёта драгоценных металлов и камней.

Ломбарды реализуют украшения, которые не были выкуплены собственником или которые были у него изъяты. Ломбард подаёт заявку на получение кодов маркировки и наносит их на изделия. При этом продавать украшения можно как оптом, так и в розницу — с одновременным исключением украшений из оборота.

Обычно украшения содержат два оттиска:

  • проба — в ней закодирована информация о составе и объёме драгметалла

  • «именник» — в нём содержатся сведения о производителе

Теперь к ним добавятся ещё два идентификатора:

  • с 1 марта 2022 года — бирка или ярлык-книжка с уникальным идентификационным номером и штрихкодом Data Matrix

  • с 1 марта 2023 года — нанометка в виде Data Matrix, которую будут наносить лазером на каждую составную часть ювелирного изделия и на все драгоценные вставки.

Нанометку будет наносить Федеральная пробирная палата (ФПП) вместе с пробой. Гравировка невидима человеческому глазу, её размер составит 0,8×0,8 мм.

С помощью специального приложения на смартфоне покупатель сможет отсканировать штрихкод на бирке и получить подробную информацию об изделии.

Для ювелирных остатков, выпущенных до начала обязательной маркировки, действуют особые правила.

  • до 15 января 2022г. оптовики, магазины и другие участники рынка должны внести в ГИИС сведения об остатках драгметаллов, камней и готовой продукции по состоянию на 1 января 2022 года.

  • до 1 апреля 2022г. нужно провести повторную инвентаризацию и внести актуальные сведения с учётом проданных товаров с 1 января по 31 марта.

  • до 1 сентября 2022г. Необходимо промаркировать все заявленные остатки.

  • с 1 марта 2023г. продажа ювелирных изделий возможна только с метками. У участников отрасли будет год, чтобы поставить гравировку на все остатки.

  • с 1 марта 2024г. изделия без нанометки нельзя продавать и хранить на складе.

За нарушение правил реализации товаров, подлежащих обязательной маркировке, предусмотрена ответственность

Административная (ст. 15.12 КоАП):

  • для ИП — штраф от 5000 до 10000 руб.;

  • для ЮЛ — штраф от 50000 до 300000 руб.

Уголовная (ч. 1 ст. 171.1 УК):

  • Если стоимость изделий без маркировки более 1,5 миллионов рублей, виновному грозит лишение свободы до 3 лет и штраф 80000 рублей.


Возврат к списку