Смоленск

ул. Коммунистическая, д. 6
(4812) 701-201

Вязьма

ул. Смоленская, д. 6
(48131) 6-19-89

Сафоново

ул. Ленина, д. 16а
(48142) 2-21-91
Сайт находится в процессе разработки! Сайт находится в процессе разработки! Сайт находится в процессе разработки! Сайт находится в процессе разработки!

Актуальные новости

15.10.2017

Разъяснения по налогу на имущество

Плательщиками налога на имущество являются все организации, которые обладают имуществом, признаваемым объектом налогообложения (п. 1 ст. 373 НК РФ). Это российские и иностранные компании, имеющие и не имеющие представительства в РФ, но владеющие имуществом на территории нашей страны.

Обратите внимание: применение «упрощенки» не освобождает от уплаты налога на имущество. Если компания на УСН владеет недвижимостью, налоговая база по которой определяется как кадастровая стоимость, то возникает необходимость платить имущественный налог и представлять по нему отчетность в ИФНС. При этом в отношении имущества, налоговая база по которому определяется как среднегодовая стоимость, платить налог не нужно (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Объект налогообложения

Статья 374 НК РФ гласит: под налогообложение подпадает движимое и недвижимое имущество, которое отражается на балансе в качестве основных средств по правилам бухгалтерского учета.

ПБУ 6/01 (утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н) установлены правила формирования в бухучете информации об основных средствах организации. Объект признается основным средством при одновременном выполнении условий, установленных п. 4 ПБУ 6/01, то есть когда он приведен в состояние, пригодное для использования в деятельности организации.

Объектом налогообложения является также имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению.

В пункте 4 ст. 374 НК РФ приведен исчерпывающий перечень льготных объектов, которые не подпадают под обложение налогом на имущество:

·        земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные  ресурсы);

·        имущество, принадлежащее на праве оперативного управления ряду госучреждений;

·        объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятники истории и культуры);

·        ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и  радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов;

·        другие объекты.

Кроме того, освобождается от налогообложения  движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением объектов, принятых на учет в результате:

·        реорганизации или ликвидации юридических лиц (это не касается случаев, когда юрлица, созданные  до 01.09.2014, приводят свои учредительные документы и наименование в соответствие с нормами гл.  4 ГК РФ (письмо Минфина РФ от 26.06.2017 № 03-05-05-01/39882);

·        передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми взаимозависимыми.

Минфин РФ рекомендует при определении состава недвижимости, относящейся к зданиям и сооружениям, при исчислении налога на имущество  руководствоваться Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ (письмо Минфина РФ от 17.02.2017 № 03-05-05-01/9043).

Также обращено внимание, что понятия движимого и недвижимого имущества определены ст. 130 ГК РФ.

Кроме того, особенности бухучета отдельных операций, связанных со строительством, установлены п. 3.1.8 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (письмо Минфина РФ от 30.12.1993 № 160). Согласно этой норме временные (титульные) здания и сооружения по их вводу в эксплуатацию зачисляются в состав основных средств на баланс застройщика. Ликвидация подобных объектов, числящихся на балансе заказчика и используемых только в период строительства ОС, производится в общеустановленном порядке с отнесением результата на счет учета прибылей и убытков.

Помимо этого, не облагаются налогом объекты, включенные в первую или вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, которая утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.

Налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном налоговым законодательством РФ, либо отказаться от использования льготы или приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов (пп. 3 п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 56 НК РФ). Обязанность заявлять или уведомлять налоговые органы о применении налоговой льготы для налогоплательщиков-организаций налоговым законодательством не предусмотрена.

Налоговый орган при проведении камеральной и выездной налоговых проверок вправе истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков документы, подтверждающие их право на налоговые льготы (п. 6 ст. 88, п. 12 ст. 89, ст. 93 НК РФ). Законодательство о налогах и сборах не запрещает налогоплательщикам представлять документы, обосновывающие применение льготы, вместе с налоговой отчетностью.

Как рассчитать базу по налогу на имущество

База по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено НК РФ.

Среднегодовая стоимость имущества – это частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база, в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца и последнее число года, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

При этом остаточная стоимость имущества должна учитываться в том значении, в котором она сформирована в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета на соответствующую дату.

Согласно ПБУ 6/01 единица учета основных средств — это инвентарный объект. Если у одного объекта несколько частей, сроки полезного использования которых существенно различаются, каждая из них учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухучету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов.

В отношении отдельных видов недвижимости, признаваемой объектом налогообложения, налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости (п. 1 ст. 378.2 НК РФ). Это, в частности:

·        административно-деловые и торговые центры и помещения в них;

·        нежилые помещения, предназначенные либо фактически используемые для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания;

·        жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств.

Особенности определения налоговой базы в отношении указанных видов недвижимости устанавливаются законом субъекта РФ. Причем в утверждаемый региональным органом власти перечень включаются только налогооблагаемые объекты, названные в первых двух группах.

Таким образом, объекты недвижимости, не учитываемые на балансе в качестве основных средств, не облагаются налогом на имущество, за исключением не учтенных в качестве основных средств жилых домов и жилых помещений (письмо Минфина РФ от 03.04.2017 № 03-05-05-01/19468).

В качестве условий признания зданий административно-деловыми (торговыми) центрами, облагаемых «кадастровым» налогом, определены:

·        вид разрешенного использования земельного участка;

·        разрешенное использование здания;

·        фактическое использование здания.

Административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, и которое отвечает хотя бы одному из условий, установленных п. 3 и 4 ст. 378.2 НК РФ.

Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.

Региональный орган власти определяет на соответствующий налоговый период перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).

Таким образом, если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым или торговым центром и включено в названный перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, облагаются исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от отсутствия этих помещений в перечне (письмо ФНС РФ от 16.03.2017 № БС-4-21/4780).

На уровне субъектов РФ не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество определяется перечень объектов «кадастровой» недвижимости. Данный перечень направляется в налоговый орган по субъекту и размещается на его официальном сайте или на официальном сайте региона.

Таким образом, перечень, определенный на следующий налоговый период, должен быть составлен не позднее 1 января календарного года соответствующего налогового периода.

Минфин РФ считает: если здание, принадлежащее одному собственнику, обоснованно определено административно-деловым (или торговым) центром и включено в перечень, то данное здание (с учетом всех помещений в нем) облагается исходя из кадастровой стоимости, указанной в нем (письмо Минфина РФ от 07.03.2017 № 03-05-05-01/12741).

А как определить налоговую базу, если недвижимость находится в общей долевой или общей совместной собственности? В первом случае – исходя из кадастровой стоимости помещения, принадлежащего каждой компании, пропорционально ее доле в праве общей собственности. Во втором же случае кадастровая стоимость объекта подлежит распределению в равных долях (письмо Минфина РФ от 12.04.2017 № 03-05-04-01/21781, направленное письмом ФНС РФ от 18.04.2017 № БС-4-21/7363).

Если кадастровая стоимость помещения не определена, налоговая база рассчитывается как доля кадастровой стоимости здания (строения, сооружения), в котором оно находится, соответствующая доле площади помещения в общей площади здания (п. 6 ст. 378.2 НК РФ).

Если здание не включено в указанный перечень, то налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества (письмо Минфина РФ от 17.06.2015 № 03-05-05-01/35000).

При этом кадастровая стоимость недвижимости может быть изменена в течение календарного года. Это может быть следствием:

·        изменения рыночной конъюнктуры, методических подходов к определению кадастровой стоимости;

·        недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

В результате кадастровая стоимость объекта оценки может быть изменена как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения.

Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ установлено, что в случае несогласия с результатами кадастровой стоимости их можно оспорить. Сделать это могут как компании, так и органы власти.

Как рассчитать авансы по налогу на имущество, если кадастровая стоимость недвижимости пересмотрена?

Пересмотренная по решению суда или решению соответствующей комиссии кадастровая стоимость недвижимости будет учитываться при определении налоговой базы с того года, в котором подано заявление о ее пересмотре, но не ранее внесения новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

При этом организации необходимо внести авансовые платежи по налогу на имущество, исходя из кадастровой стоимости объекта на 1 января года соответствующего налогового периода.

Однако кадастровая стоимость недвижимости может расти в течение года, что повлияет на размер авансовых платежей. В такой ситуации, если налогоплательщик вовремя внес авансовый платеж по налогу до оспаривания кадастровой стоимости, пени ему начисляться не будут.

Уплата налога

Налог на имущество относится к региональным налогам (п. 3 ст. 12, п. 1 ст. 14 НК РФ). В связи с этим региональными законами могут устанавливаться:

·        ставка налога в размере не более 2,2 процента;

·        льготы по налогу;

·        порядок уплаты налога и его особенности. Так, региональные власти вправе обязать  налогоплательщиков перечислять налог и авансовые платежи в местные бюджеты, отменить  авансовые платежи для отдельных категорий налогоплательщиков и др.;

·        сроки уплаты авансовых платежей и налога.

Актуальный КБК для перечисления налога на имущество - 182 1 06 02010 02 1000 110

Отчетность по налогу на имущество

Если компания владеет имуществом, которое является объектом налогообложения, то она должна отчитываться по нему перед налоговой инспекцией.

При этом нулевые налоговые декларации и расчеты по авансовым платежам должны подавать и налогоплательщики, которые полностью самортизировали свое имущество. Ведь основное средство признается объектом налогообложения вплоть до списания его с учета, а полное погашение его стоимости путем амортизации не является основанием для его выбытия (п. 1 ст. 374 НК РФ). На это обращает внимание ФНС РФ в письме от 08.02.2010 № 3-3-05/128.

По общему правилу декларация и авансовый расчет по налогу на имущество представляются в ИФНС по местонахождению:

·        организации;

·        каждого ее обособленного подразделения с отдельным балансом;

·        недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога).

Декларацию организации сдают только по итогам года. Срок — не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК РФ).

Ежеквартально компании предоставляют в ИФНС авансовый расчет по налогу на имущество. Делать это необходимо не позднее 30 календарных дней с даты окончания квартала.

Декларацию за 2017 год надо сдать не позднее 30 марта 2018 года. Авансовый расчет за 9 месяцев 2017 года — не позднее 30.10.2017.

Форма декларации по налогу на имущество организаций, порядок заполнения и электронный формат утверждены Приказом ФНС РФ от 24.11.2011 № ММВ-7-11/895. Данным нормативным документом принята также форма расчета по авансовым платежам по налогу на имущество.

Проверить правильность заполнения отчетности по налогу на имущество помогут контрольные соотношении, которые приведены в письме ФНС РФ от 27.10.2015 № БС-4-11/18786.

При этом Приказом ФНС РФ от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@ утверждены новые формы отчетности по налогу на имущество. Приказ действует начиная с декларации за 2017 год. Однако компании могут за отчетные периоды 2017 года представлять налоговые расчеты по авансовым платежам как по новой, так и по действующей форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 24.11.2011 № ММВ-7-11/895. Налоговым органам рекомендовано принимать обновленные формы авансовых расчетов в случае получения их от компаний за отчетные периоды текущего года (письма ФНС РФ от 14.04.2017 № БС-4-21/7139@, от 23.06.2017 № БС-4-21/12076). Таким образом, налогоплательщики вправе представить квартальный расчет по имуществу за 9 месяцев текущего года по новой форме.

Чем отличаются новые отчетные формы от действующих. Теперь плательщики налога должны заверять отчетность печатью только при наличии таковой. Необязательным стало и отражение кодов видов экономической деятельности.

Обе формы дополнены разделом 2.1, в который нужно будет заносить сведения об объектах недвижимости, облагаемых налогом по среднегодовой стоимости.

Раздел 3 дополнен строкой для отражения кода вида имущества и также строкой для указания доли помещения в кадастровой стоимости всего здания.

Кроме того, в новых формах предусмотрена возможность отражения понижающего коэффициента Кжд, а также обновлены коды вида налогооблагаемого и льготного имущества (имущество, расположенное во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ; объекты магистральных газопроводов; железнодорожные пути общего пользования, сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью, магистральные трубопроводы, линии энергопередачи; объекты недвижимости, включенные в перечень объектов, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость и т.п.).

ФНС РФ выпустила уже ряд разъяснений по вопросу заполнения новых отчетных форм по налогу на имущество. Так, в письме от 28.07.2017 № БС-4-21/14817 приведен порядок заполнения раздела 2.1 форм отчетности по налогу на имущество. Строка с кодом 030 («Инвентарный номер») раздела 2.1 заполняется в случае отсутствия информации по строке с кодом 010 («Кадастровый номер») или строке с кодом 020 («Условный номер») этого раздела.

При этом по строке 020 может указываться условный номер объекта недвижимости, присвоенный при проведении госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Он присваивается объектам, не имеющим кадастрового номера, в порядке, утвержденном сначала Приказом Минюста РФ от 08.12.2004 № 192, а затем Приказом Минэкономразвития РФ от 23.12.2013 № 765.

Если объекту не присвоены ни кадастровый, ни условный номера, в строке 030 надо указать его инвентарный номер. Это может быть инвентарный номер, присвоенный (либо-либо):

·        при принятии инвентарного объекта ОС к бухгалтерскому учету (в соответствии с Методическими    указаниями, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н);

·        при проведении технического учета, технической инвентаризации органами технической  инвентаризации (например, в соответствии с приказами Минэкономразвития РФ от 17.08.2006 № 244,  Госстроя РФ от 26.08.2003 № 322 и от 29.12.2000 № 308, Постановлением Правительства РФ от  04.12.2000 № 921).

По строке с кодом 040 «Код ОКОФ» раздела 2.1 указывается код объекта недвижимого имущества в соответствии с классификатором. Формат строки 040 имеет 12 разрядов и соответствует структуре кода, принятой в данном классификаторе.

В отношении основных средств, кодирование которых производилось 9-значными кодами по ранее действовавшему классификатору (ОК 013-94), строки с кодами нужно заполнять слева направо, начиная с первого (левого) знако-места, без учета разделителей в виде точек. В незаполненных знако-местах в правой части поля проставляется прочерк (письмо ФНС РФ от 24.08.2017 № БС-4-21/16786@).

ФНС РФ письмом от 25.05.2017 № БС-4-21/9902@ направила для использования в практической работе контрольные соотношения показателей форм декларации и расчета по авансовому платежу по налогу на имущество, которые утверждены Приказом ФНС РФ от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@. Инспекторы на местах будут проверять имущественную отчетность в соответствии с данными показателями.

Правильно подготовить отчетность Вам поможет программа «Астрал Отчет», которую Вы можете приобрести в ООО ИЦ «Выбор»

Наши адреса:           

г. Смоленск, ул. Коммунистическая, д. 6, тел. (4812) 701-201

г. Вязьма, ул. Смоленская, д. 6, тел. (48131) 6-19-89

г. Рославль, ул. Ленина, д. 4, оф. 2, тел. (48134) 6-43-55

г. Рудня, ул. Киреева, д. 87, тел. (48141) 5-20-39

г. Сафоново, ул. Ленина, д. 16а, тел. (48142) 2-21-91


Возврат к списку